Индийское Кино

опубликовано 13.04.2013

Кино является неотъемлемой частью жизни каждого индийца. Абсолютно каждый житель страны любят смотреть фильмы, ведь это одно из самых доступных удовольствий. Индийцы очень любят ходить в кинотеатры, или же просто сидеть дома перед телевизором, всецело увлеченные магией киногрез. Несомненно, с годами меняются и технологии и декорации и эстетика фильмов, однако, суть остается неизменной: песни, танцы, музыка и слезливые мелодраматические сюжеты. Подумать только, сколько слез радости и горя было пролито поклонниками индийского кино за 100 лет его существования!

Индийский кинематограф зародился еще в 1900 году в Калькуте и Бомбее, а спустя всего лишь 20 лет был уже очень развит. Фильмы снимались на национальных языках, у всех на языках были имена первых звезд Боливуда, а также исполнителей закадровых песен, которые в Индии популярны не меньше, чем актеры.

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ МОЩНОСТИ

В настоящее время Боливуд ежегодно производится до 600 полнометражных лент, а в 1988 году был установлен мировой рекорд 934 фильма!

Кроме Болливуда в Индии существует еще восемь центров киноиндустрии, снимающих фильмы на 30 индийских языках и диалектах. Стоит ли снимать столько фильмов, большинство которых, увы, далеко не шедевры? Этот вопрос имеет прямое отношение к давнему спору о том, что такое кинематограф – искусство или индустрия.

В Индии численное превосходство, кажется, у тех, кто считает съемку фильмов производством, поставленным на поток. Отсюда присущая любой отрасли промышленности бюрократическая и прочая структура, правила, приемы и порядки.

АМОРАЛЬНЫЕ ПОЦЕЛУИ
Как когда-то в СССР, в Индии действует Центральный комитет по кинематографии – государственный цензурный орган, который внимательно отсматривает каждую картину, выпускаемую в стране, и борется за чистоту морали на киноэкране. Эту организацию не «объехать» ни одному из индийских кинематографистов: для проката фильма требуется специальное дозволение кинематографического ЦК. День и ночь работают индийские цензоры, «улучшающие» кинокартины с помощью ножниц. Среди них преобладают женщины: считается, что их – не в пример мужчинам – высокая мораль не позволит прорваться на экран тому, что недозволено. И не позволяют! На родине учебника любви «Камасутры» экранным влюбленным до недавних пор категорически запрещалось целоваться. Запрет на поцелуи появился после того, как режиссер Эрза Мир, снял в 1932 году фильм «Зарина».
Вот где актеры нацеловались вволю! В этой ленте сцены с поцелуями присутствовали целых 86 раз (!) – подсчитали цензоры и запретили ленту к показу, а с нею заодно и все поцелуи на индийском экране. Под спудом цензурного диктата режиссерам и актерам пришлось до совершенства шлифовать кинематографический язык, чтобы без поцелуев выразить бурю любовных чувств. Табу было отменено лишь благодаря героическим усилиям брата Раджа Капура – Саши, который совершенно не смотрелся без поцелуев в фильме «ССС», выпущенном в 1977 году. С не меньшим трудом индийским кинематографистам удалось отстоять показ на экране частично обнаженных кинозвезд. В появившемся в 1964 году фильме «Апрельская шутка» впервые появились актрисы в купальных костюмах, и этому невиданному зрелищу рукоплескали зрители всей страны. Усердию киноцензоров индийские режиссеры, впрочем, обязаны изобретением приема, который уже не одно десятилетие кочует из фильма в фильм. Речь идет о любовной сцене под проливным дождем. Установки для искусственного дождя стали для режиссеров незаменимым средством обходить рогатки цензуры и показывать массовому зрителю роскошные фигуры кинодив, рельефно проступающие под мокрыми сорочками и сари.

РОЛЬ ЖЕНЩИНЫ В ИСТОРИИ
Трудно сказать, на кого больше идет смотреть в кинотеатры многомиллионный индийский зритель – на мужественных героев или удивительно красивых героинь. Поначалу актрисы чаще играли роли второго плана и не могли сравниться в известности с такими суперзвездами как Радж Капур или Дев Ананд. Даже невероятно популярные Шри Деви, Мадхури Диксит и Каджоль не могли гарантировать картине прокатный успех. Однако, как и в индийском обществе, в кино пришло время перемен.
Триумфально прошествовавший в 1972 году по экранам всего мира фильм «Зита и Гита» был «сделан», по сути, исполнительницей главной роли Хема Малини. Эта звезда до сих пор считается родоначальницей новой эры в индийском кино, ознаменовавшейся появлением целой плеяды талантливых актрис. Сейчас кинодивы едва ли не превосходят в популярности представителей сильного пола. А индийские женщины-режиссеры Гуриндер Чадхи («Играй как Бэкхем») и Мира Наир («Свадьба в сезон дождей», A Tale of Love ) теперь снимают и в Великобритании, и в придирчивом Голливуде. Индийское кино меняется, как и сама жизнь. В общем потоке традиционных слезливых мелодрам и кровавых боевиков все чаще встречаются картины, вполне отвечающие художественному уровню мирового кино. Индийские фильмы выходят на международный экран и получают признание у самой взыскательной публики, а индийские режиссеры – заслуженные награды киноакадемий. Но как бы ни была почетна мировая слава, для любого труженика индийского кино главным остается успех внутри страны, у своего зрителя. И это понятно – ведь здесь целый миллиард горячих приверженцев самого массового из искусств. Без кино жизнь Индии представить невозможно.

Кинематограф в Индии стал чем-то вроде параллельной культуры. Хотя он и пришел сюда с Запада, но силу обрел благодаря именно индийским традициям, мифологии, легендам. Как жанр искусства он стал международным явлением. К сегодняшнему дню индийское кино прошло очень долгий путь и стало самодостаточным ярким явлением. Его уникальность заключается в его форме, в манере повествования, в способе расстановки акцентов, в художественных приемах.