Касты в Индии

опубликовано 23.01.2013

Термин касты совершенно не индийского происхождения и применяться он стал захватчиками-европейцами к сложному по структуре индийскому обществу относительно недавно, уже в 20 веке.
В Индии существуют собственные системы классификации членов общества, а именно: варна и джати.

Варна — в буквальном переводе «цвет», это как раз то, что называется в просторечии кастами, 4 кастам соответствует 4 варны (чатурванья): брамины, кшатрии (кшатрия), вайшья (вайшии), шудры. Об истории варн и их нормативном закреплении в законах Ману (Манусмрити) я уже писала, статью найти можно по тегу «касты».

Кроме варн в индийском обществе существуют джати, то есть разделения, установленные по профессиональному признаку, они существуют как бы внутри 4 варн. Бывают джати воров, плотников, горшечников и мужчин-прачек, и священнослужителей конечно тоже. Индийские джати очень близки по смыслу к средневековым европейским цехам, в Индии джати также наследуется и переход из одной джати в другую крайне затруднен, о чем можно прочесть в индийской художественной литературе. Система джати тщательно оберегается кастовыми советами (кхап панчаятами), смешения варн является своебразным преступлением с точки зрения обычаев, и часто ведет к реальному преступлению — убийствам тех молодых людей, которые поженились или просто полюбили друг друга, не взирая на то, что принадлежат к разным джати.

И если мы говорим о делении в современной Индии, то касты — это как раз джати, но никак не варны.

2. Система каст в современной Индии — это не экзотика или дикость, держащаяся на средневековой традиции, кастовая система закреплена в специальной Конституционной Таблице Каст — Constitution (Scheduled Caste) Order, 1950.
То есть государство признает некий ограниченный перечень каст, причем их количество и названия разные в зависимости от штатов Индии. Так, например, в штате Карнатака официально признается 101 каста, в крошечном Гоа всего 5, а в немаленьком штате Махараштра — 59.

И естественно, поскольку Индия демократическое светское государство, Конституция Индии в статье 15 закрепляет:
Запрещение дискриминации по признаку религии, расы, касты, пола или места рождения —
(1) государство не допускает дискриминации в отношении гражданин только по признаку религии, расы, касты, пола, места рождения или по любому из них .
(2) Ни один гражданин только по признаку религии, расы, касты, пола, места рождения или по любому из них, не может быть объектом никаких притеснений, ответственности, ограничения или условий в отношении —
(а) доступа в магазины, рестораны, гостиницы и места общественного отдыха, или
(б) использования скважин, резервуаров, купания на гатах, использования дорог и мест общественного отдыха, содержащимися полностью или частично за счет государственных фондов или предназначенные для использования широкой общественностью.
и т.д.

3. Любой гражданин Индии, принадлежащей к касте-джати имеет право на получение соответствующего кастового сертификата.
Кастовый Сертификат является доказательством принадлежности к определенной касте, перечисленной в таблице каст, которая является частью Конституции Индии.
Правительство считает, что некоторые касты и племена нуждаются в особой поддержке, так как возможности для развития у них ограничены в силу традиции или иных объективных причин. Поэтому в рамках индийской системы защиты от дискриминации существуют определенные привилегии, предоставляемые гражданам низших каст, такие как резервирование мест в законодательных органах и на государственной службе, отказ от части или всей платы в школах и колледжах, квоты в высших учебных заведениях и т.д. Для того, чтобы воспользоваться правом на такую льготу гражданин, принадлежащий к защищаемой государством касте, должен получить и предъявлять специальный кастовый сертификат.

4. И в заключении надо сказать, что не смотря на то, что кастовое деление на варны и джати явление, появившееся в Индии в индуистком обществе, ибо ноги его растут из пуран и упомянутого Манусмрити и других текстов, деление это успешно применяется не только в индуизме, но и прочими религиозными общинами. Исключение составляют буддисты и джайны, религии которых появились в том числе как протекст против кастовой системы.
И самое забавное, что на касты разделились даже португальские священники, которые приехали в Индию с миссионерскими целями. К сожалению, забыла источник, но я читала о том, что священники, приводившие ко Христу браминов и другую индуистскую элиту, сторонились своих собратьев во Христе, которые пытались выводить на путь истинный жителей рыбацких деревень и мусорщиков.

В наши дни в Индии существует 4 разделения на варны или касты:

брахманы — жрецы, учёные, подвижники
кшатрии — воины, правители
вайшьи — земледельцы, ремесленники, торговцы
шудры — слуги, наёмные рабочие