Животные в культуре Индии

опубликовано 13.04.2013

Животные занимают важное место в культуре Индии. Изображениями животных пестрит индийское декоративно-прикладное искусство и архитектура храмов. Они упоминаются в религиозных текстах и легендах, в индуистском пантеоне животные выступают даже транспортные средства  богов и богинь.

Бог, животные и души в индийских религиях

В доктрине многих школ индуизма духовно не существует фундаментального различия между человеком и другими животными и формами жизни. Все формы жизни, включая растения и животных, являются проявлением Бога, как ограниченные существа ( дживы ) и у них есть души (точнее тела животных являются одеждой их душ). Нет никаких исключений. Разница с точки зрения их физических тел определяется уровнем духовного развития души, что порождает различие в татвах и гунах, то есть принципах и качествах организации материи, связанных с таким уровнем души. Дживы, как индивидуальные души, имеют ограниченное сознание и возможности, что на материальном уровне вызвано деятельностью Пракрити — природы.  Когда душа преодолевает ограничения и восстанавливает свое истинное сознание, она становится свободной от привязанности к материи и ограничений, которая природа на нее накладывает.

Естественно процесс идет поступательно, чем выше уровень сознания — тем выше уровень организации живого организма, а если происходит регресс то душа из более развитой формы жизни попадает в менее развитую в сознательном смысле форму. О чем пел В.Высоцкий «Ведь если будешь мелочен докатишься до гниды…»

В шиваизме одним из образов Шивы выступает Пашупати, то есть «господин животных», при этом пашу — это любое животное в том числе и человек, любая душа, принявшая рождение в материальном мире в силу ограниченности эгоизмом, заблуждениями, кармой.
Животные рассматриваются как одна из многочисленных эволюционных форм души на пути от не осознающих ничего бактерий к человеку, который также является переходной формой, и в каждой из этих форм есть искра божия, душа — которая собственно и дает жизнь телу.

Животные в истории Индии

Согласно археологическим находкам древние индийцы использовали издревле различные виды животных.
Раскопки в долине Инда свидетельствуют, что животные играли важную роль в религиозной и экономической жизни людей Инда. Индийцы приручили и разводили коров, буйволов, овец и быков, и, вероятно, поклонялись животным, олицетворявшими богиню Мать и прототип господа Шивы, который изображен на печати как йог в медитативной позе в окружении животных. К сожалению, о жителях древнего Инда не осталось точных сведений, таким образом, можно только догадываться об их настоящих целях, традициях и науках.

В ведический период появляются указания на мистические способности животных и на то, что животные помогают отшельникам и аскетам, приносят им пищу и необходимые вещи. Появляются рассказы о людях, понимающих язык животных и получающих от них не только ценные сведения бытового характера, но и тайные знания. Животных классифицируют и начинают за ними наблюдать в практических целях, так как животные чувствуют изменения погоды и катастрофы и могут их «предсказывать». Люди обнаруживают, что некоторые продукты животных могут лечить болезни и начинают использовать их в медицине.

Индийцы ведического периода высоко ценили крупный рогатый скот, писания подчеркивают силу пожертвования коровы браминам. Индийцы использовали животных для получения молока, топленого масла гхи, кожи, для приготовления пищи и жертвы, в ритуальных целях — ведической народ приносил в жертву коров, овец, быков, буйволов и лошадей. Животные использовались как пища, Есть ученые, которые изучали вопрос о ведах и коровах, они ссылаются на анализ ведического санскрита и утверждают, что коров ели, и почетный гость в некоторых текстах именовался как «убийца коровы». Шкуры животных использовали чтобы делать кожаные мешки, обувь, стропы и тетивы для луков, что и сохранилось до настоящего времени. Ведические люди едят приготовленное мясо животных, вареное мясо кроме того употребляется в пищу также в ритуальных целях в конце некоторых жертвенных церемоний. Индийцы эпохи вед едят рыбу и мясо крупных животных: буйволов, волов и других.

Шло время и жертвенные обряды становились все более символическими, кровавые жертвоприношения ко временам упанишад уходят в прошлое за исключением жертвоприношения коня — обряда ашвадамедха, когда новый царь шел за конем и завоевывал земли, а потом коня убивали. Упоминание об обряде ашвадамедха встречается очень долго, чуть ли не до начала 2 тысячелетия.
Позже Коровы стали священными животными, которые не могут быть убиты ни в религиозных целях, ни для еды. Убийство коров, как священных животных, становится социальным табу, за которое полагается смертная казнь.

Самое большое воздействие на изменение пищевых привычек древних индийцев оказал джайнизм. Джайнские монахи жили аскетической жизнью и призвали людей избегать животной пищи и вообще причинения вреда каким либо живым существам. Многие древние правители Индии следовали религии джайнизма, в том числе легендарный Чандрагупта Маурья в последние годы жизни, это в значительной мере способствовало тому, что городское население переходит на вегетарианскую пищу. Хотя буддизм указывает на добродетели сострадания он не запрещает поедания мяса, даже монашеские правила буддизма не содержат такого запрета. Другой легендарный император Индии  Ашоки  также в зрелом возрасте склоняется к буддизму и джайнизму и необходимости сострадания и уважения к жизни животных, как любой другой жизни. Ашока также запретил бои животных и обязал хозяев домашних животных заботиться о них.

Следующие индуистские правители династий  Шунгов, Гупта и т.д., пытаются возродить древние традиции и  ведические жертвоприношения, население Индии вновь переходит к мясоедению.

Позже с внедрением в индуизм идеи ахимсы появляется запрет на убийство животных и употребление продуктов, полученных из умерших и убитых животных, как ритуально нечистых и загрязняющих человека энергией смерти.

В настоящее время табу на употребление в пищу мяса животных распространено в индуизме в практически повсеместно для большинства каст. И если для кшатрийских каст (воинов) действует относительный запрет, что связано с их родом деятельности, то брамины в принципе не могут прикасаться к мясу. Указанная тенденция прослеживается также в традиции оставлять обувь (которая до изобретения синтетических материалов была кожаной) за пределами храмов, ашрамов, любых культовых и религиозных сооружений.

Охота и война

Первоначально охота на диких животных рассматривалась как долг царей, поскольку они должны были обеспечивать безопасность своих владений и населения, на ней живущего, но в дальнейшем охота превращается в развлечение. В период Маурья охота приобрела характер аристократической забавы, историки сообщают, что Чандрагупты Маурья устраивал пышные выезды на охоту за разнообразными животными, а также организовывал бои животных с своих владениях, в этот же период появились упоминания о кастах охотников.

Слоны и лошади составляли значительную часть армий царей, которые регулярно пополнялись путем охоты и завоеваний. Для верховой езды использовали лошадей, верблюдов, ослов, слонов. Греческие историки указывали на индийскую армию в 4000 лошадей, 300 колесниц и 200 слонов, принадлежавшую царю Пору, правившему в Пенджабе. Имеператоры Маурья по сведениям Мегесфена имели огромную армию, включавшую сотни тысяч быков и волов, лошадей и слонов. Чандрагупта Маурья послал дар несколько сотен слонов наместнику,  назначенному Александром Великим после завоевания территории к востоку от Гиндукуша.

Растущая популярность начале 1 тысячелетия до нашей эры новых религий джайнизма и буддизма, а также появление индуистких учений шиваизма и вайшнавизма создают новое понимание о животных, как о существах одушевленных и чувствующих, необходимости сострадания к ним, развивается концепция ахимсы.
Но влияние новых религий и учений на рубеже тысячелетий было не достаточно, чтобы остановить жертвоприношения, которые опирались на народные религии, магию и тантрический культ. Кровью жертвенных животных люди пытаются заслужить милость божеств и их поддержку. Надписи, принадлежащих к периоду Гупта свидетельствуют о том, что люди были обязаны поставлять жертвенных животных по требованию царя.  Сохранилось указание, что Ади Шанкарачаться, великий реформатор индуизма, указывает на необходимость отказаться от методов тантрического культа, включающих жертвоприношения животных и даже человеческие жертвы, и заменить их традиционными ритуалами  пуджи.