Буддизм
По преданию в том же VI веке сын правителя мелкого княжества Сиддхартха Гаутама, известный как Будда Шакьямуни (623-544 годы до н.э.) обрел “просветление” и призвал к самосовершенствованию души: “Пробуждай душу и развивай свое я”. Проповеди Будды проникли в самые отдаленные уголки Азии. Буддизм выступал за равенство людей по рождению, что привлекало на его сторону представителей не только третьего сословия, но и воинов-кшатриев. В буддийскую общину, именуемую сангхой, допускались представители всех варн. В центре буддизма лежит учение о «четырех благородных истинах»: есть страдание, есть причина страдания, есть освобождение от страдания и есть путь к освобождению от страдания. Путь к освобождению подразделяется на восемь ступеней, прохождение которых ведет к уничтожению незнания и пристрастий, просветляет ум, порождает невозмутимость и спокойствие, что прекращает страдание. Новое рождение становится невозможным, чем достигается вечное блаженство (нирвана). В раннем буддизме на такое спасение мог рассчитывать только монах-отшельник.Мирянин при условии соблюдения 5 моральных принципов: воздержание от причинения зла, от лжи, кражи, чувственных излишеств и употребления спиртных напитков мог надеяться только на лучшее перерождение. Пропаганда буддизма началась при императоре Ашоке. Буддизм с самого начала не был однородным явлением, в нем всегда шла борьба сект и течений. Наиболее древним течением является хинаяна («малая колесница»), или монашеский буддизм, где основное значение имеют усилия индивидуума, стремящегося освободиться от уз перерождений (сансары) и достичь через множество промежуточных воплощений окончательного спасения (нирваны). Другим течением явилась махаяна («большая колесница»). Основное положение махаяны состоит в том, что спастись может не только монах-отшельник, но и любой мирянин, соблюдавший обеты духовного совершенства, прибегающий к помощи монахов и одаривающий их. По целому ряду причин буддизм не смог закрепиться в Индии и вынужден был уступить свое место индуизму. Сейчас в Индии насчитывается чуть более 6 млн. буддистов.
Джайнизм
В VI веке до нашей эры Вардхамана, именуемый также Джиной и Махавирой, распространил религиозное учение джайнизм, суть которого заключается в проповеди аскетизма, воздержания и отказе от насилия. Целью джайнов считается освобождение от цепи перерождений (нирвана), доступное только аскету, соблюдающему строгие правила, в частности, принципы ахимсы (непричинения вреда живым существам). Центральное место в джайнизме занимает учение о вечной душе, которая может вселяться последовательно в различные материальные субстанции. Спасения и вечного блаженства достигает лишь тот, кто ведет наиболее праведную жизнь. В джайнизме имеются два основных течения: дигамбары («одетые небом»), которые считают, что древние тексты утрачены, отказываются от всех мирских соблазнов, включая необходимость носить одежду, и шветамбары («одетые в белое»), которые пытаются восстановить утраченные тексты с целью их канонизации и исповедуют менее строгий подход к мирской жизни. Сейчас в Индии проживает около одного млн. джайнов, играющих важное значение в обществе, поскольку принадлежат к наиболее зажиточным и образованным слоям индийского общества. Джайнистская община в Индии славится строительством многих уникальных по архитектуре и внутреннему убранству храмов. В первые века нашей эры джайнизм пришел в упадок, хотя небольшая и замкнутая община джайнистов сохранилась и по сей день.Зороастризм
Во времена древней империи персов зороастризм являлся основной религией Западной Азии и в форме митраизма распространился на огромных просторах Римской империи вплоть до Британии. После завоевания мусульманами Ирана некоторые зороастрийцы покинули родину и поселились в Индии. Полагают, что первая их группа высадилась в районе города Диу в 766 году, а впоследствии они обосновались на земле Санджана (штат Гуджарат). Поскольку их предки были выходцами из Персии, зороастрийцы в Индии стали именовать себя парсами. Сейчас их численность в мире не превышает 130 тысяч человек. Если исключить из этого числа около 10 тысяч зороастрийцев, проживающих в Иране, то почти все остальные живут в Индии, причем большинство — в г.Мумбаи. Парсы сыграли важную роль в превращении Мумбаи в деловой и процветающий город-порт. Несмотря на крайнюю малочисленность, они занимают важное место в торговле и промышленности. Для обрядовой практики парсов характерно почитание 4 элементов Вселенной – воды, огня, земли и воздуха. Отсюда проистекает и особый похоронный обряд парсов: тела покойников размещаются на ярусах специальной башни (дакмы), которую в обиходе называют «башней молчания», где их поедают грифы. Тем самым «чистые» элементы стихий не соприкасаются с «нечистым» трупом. В храмах парсов постоянно горит вечный огонь.Индуизм
Вероучение индуизма сложилось в середине 1 тысячелетия нашей эры, является результатом развития ведической религии и брахманизма и процесса ассимиляции народных верований. В индуизме сохранилось много элементов первобытных верований (поклонение священным животным, явлениям природы, культ предков и т.п.). Индуизм строго регламентирует все права и обязанности человека от рождения до смерти. Отличительной чертой индуизма является разделение общества по кастовому признаку. Причем среди четырех основных каст существует деление на подкасты: например, среди брахманов (или браминов) существуют общины айенгаров, кашмирских брахманов, мадхава, мохъял и т.д., среди кшатриев — раджпутов, бхатия, байдия, среди вайшьев — агарвалов, банья, махешвари и т.д., среди шудров — найяров, редди и т.д. Для индуизма характерно представление об универсальности и всеобщности верховного божества. Основа индуизма — учение о перевоплощении душ (сансара), происходящем в соответствии с законом воздаяния (карма) за добродетельное или дурное поведение. Индусы считают, что Вселенная создана Брахмой.Современный индуизм существует в виде двух течений: вишнуизма — верховное божество Вишну и шиваизма — верховное божество Шива. Вишнуизм отличает способность ассимилировать различные местные верования, что прежде всего связано с процессом перевоплощений (аватар) бога Вишну, который объявлялся перевоплощением и Будды, и Кришны, и Рамы. Вишну по разным поводам принимал различные облики, чтобы спасти мир. В настоящее время вишнуизм наиболее распространен в Северной Индии. Основной догмат шиваизма состоит в том, что во Вселенной нет ничего постоянного, кроме Шивы, уничтожающего и возрождающего все существующее. В начале космического цикла Шива создает Вселенную, а затем ее уничтожает. Культ Шивы неразрывно связан с культом шакти, женским творчески-энергетическим началом. В шиваизме шакти персонифицируется в одной из ипостасий супруги Шивы, что связано с образом богини-матери. Шиваизм распространен главным образом в Южной Индии.
Индуизм также проповедует бессмертие человеческой души и три основных постулата, следуя которым можно добиться полного слияния с повсюду существующим “святым духом” — мудрость, вера и действие.